Маркировка табака
С 15 января 2018 по 28 февраля 2019 года был проведен эксперимент по маркировке табачной продукции. С 1 марта 2019 года началась регистрация производителей и торговых точек в системе Честный ЗНАК. С 1 июля 2019 года производители будут маркировать каждую пачку сигарет уникальным Data Matrix кодом. Поставка маркированных сигарет дистрибьютору, напрямую от производителя, будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.

С 1 июля 2019 года прекращен выпуск немаркированной продукции:
- производители маркируют каждую пачку сигарет уникальным Data Matrix кодом;
- поставка маркированных сигарет дистрибьютору, напрямую от производителя, сопровождается электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота;
- при продаже сигарет на кассе необходимо просканировать DataMatrix код с каждой пачки или блока.
- При продаже товара касса должна передать в ОФД (Оператору фискальных данных) информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция.
С 1 июля 2020 года прекращен оборот немаркированной продукции:
поставка маркированных сигарет в розничную точку и субдистрибьютору сопровождается электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.
Что необходимо розничному магазину для работы с маркированной табачной продукцией:
- Зарегистрироваться в системе «Честный знак»
- Получить УКЭП
- Приобрести 2Д-сканер
- Обновить программное обеспечение онлайн-кассы и товаро-учетной системы для работы с маркировкой
- Подключиться системе электронного документооборота
Административная ответственность за отсутствие маркировки
Статья 15.12 устанавливает ответственность за «производство или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации»
За нарушение правил маркировки (нанесения кода Data Matrix) предусмотрены штрафы.
Маркировка не проставлена: 2 000 — 4 000 рублей для физлиц, 5 000 — 10 000 рублей для ИП, 50 000 — 300 000 рублей для юрлиц.
Маркировка проставлена неверно или не содержит перечня необходимых данных: 5 000 — 10 000 рублей для ИП, 50 000 — 100 000 рублей для юрлиц.
Продукция без маркировки будет изыматься без возврата предпринимателю
Кроме того, появление маркировки повлекло за собой появление нового обязательного реквизита, который должны формировать онлайн-кассы. Этот реквизит называется «код товара» и отвечает за идентификацию товара, так как в нем указан код, предусмотренный 381-ФЗ.
Если предприниматель торгует продукцией, которая должна быть промаркирована и при этом его касса не формирует реквизит «код товара», он будет оштрафован.
Должностные лица за нарушения условий получат штраф от 1 500 до 3 000 рублей, юрлица и индивидуальные предприниматели - от 5 000 до 10 00 рублей